Синопсис пьесы «Капля росы»

Краткая историческая справка:

 

8 октября 1895 года, при попытке государственного переворота, группой японских наемников была зверски убита  королева Чосона , жена вана Коджона- королева Мин. Эта трагедия положила начало одной из самых трагичных и в то же время  очень значительных событий в истории Кореи. Наша пьеса как раз об этом! После гибели своей любимой жены, которая являлась верным другом и соратником правителя Чосона, а она погибла в числе многих своих фрейлин, потому что никто из заговорщиков не знал как выглядит королева(национальные традиции), поэтому они убили всех причастных. Ни одна из приближенных фрейлин не выдала свою Королёву и все погибли, в их числе и сама королева Мин, не издав не звука, что было вполне в национальном достоинстве корейских женщин. После всего произошедшего,Король стал опасаться за свою жизнь. Япония, после победы в японо- китайской войне, стала оказывать все большее и большее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Кореи. Прояпонски настроенная часть правительства Чосона, издала ряд законов, которые оскорбляла традиционные ценности корейцев и вносила раскол в корейское общество. (Рескрипт о ношении широкополых шляп, причёсок) Королева погибла как раз из- за своих антияпонских взглядов на внутреннюю политику и приверженности курса на сближение с европейскими гос-вами, в том числе и с Россией. Этой же концепции  придерживался и сам ван Коджон. Во второй половине февраля 1896 года, ван Коджон тайно пишет записку полномочному представителю России в Корее Карлу Ивановичу Веберу, с просьбой принять вана Коджона в российском посольстве, в связи с опасением за свою жизнь и передаёт её с помощью министра двора Ли Бомджина. Обсудив за и против, а так же

все возможные последствия подобных действий с Алексеем Николаевичем Шпеером, который должен был заменить его в Сеуле, дипломаты пришли к выводу, что в сложившейся ситуации, единственным выходом было укрыть  вана Коджона в российском посольстве. Тайно, под покровом ночи, переодетый в женское платье Король, в паланкине придворной фрейлины, прибыл в посольство. Он расположился в двух просторных помещениях, куда постепенно перебралась и часть двора. Там ван Коджон проводил большую часть времени, крайне редко появляясь на людях. Проводил все необходимые церемонии и ритуалы. Опасаясь того, что его могут отравить, король питался исключительно яйцами и гамбургами, которые доставлял ему из американского посольства специальный курьер. В условиях вынужденной изоляции король активизировал политическую деятельность, направленную против усиления японского влияния на полуострове. Дело в том, что после гибели королевы Мин, по всей Корее прокатилась волна стихийных восстаний- эту ситуацию использовал Ван Коджон, чтобы усилить своё влияние на политическую жизнь страны. Он заменил ряд прояпонски настроенных министров правительства, взяв курс на независимость Кореи от стран, которые использовали страну в своих политических целях. (Китай, Япония) Естественным союзником Коджона в этом являлся Карл Иванович Вебер, но к сожалению его инициативы в усилении власти Коджона на полуострове не всегда находили отзыв в правительстве России, которая не хотела портить отношения с Японией и странами обладавшими обширными зонами влияния на Дальнем Востоке. В нашей истории, вы найдёте много интересного в диалогах между собой российских дипломатов, которые составлены на основе реальных исторических документах. В общении вана Коджона с Вебером, которого он искренне считал своим другом и советником. Параллельно, вы станете свидетелем драматической истории любви старшей придворной дамы, бывшей фрейлины королевы, к своему королю. Именно она помогла бежать вану Коджону из дворца и всегда была рядом с ним, до самой своей последней минуты. Японской агент, шантажируя фрейлину убийством всей ее семьи, вынуждает ее подсыпать яд в питье королю. Но в последний момент, фрейлина отказывается от предательства и выпив яд на глазах короля, погибает спасая его от смерти. На протяжении всей пьесы ван Коджон оплакивает свою погибшую жену, которой оставался верен в течении всего года, тайно посещая дворец и совершая обряды над ее останками по конфуцианским обычаям. Особое место, в пьесе занимает договор России и Японии о равном влиянии на политическую жизнь Кореи, что ограничило возможности русских дипломатов для помощи вану Коджону в усилении власти вана в стране. Следствием этого явилось то, что российская сторона несколько раз обращалась к королю с предложением покинуть миссию, но ван Коджон всегда находил причины для отказа и продления своего нахождения в посольстве, потому что считал Российское посольство наиболее безопасным для себя местом в стране! Ван Коджон находился в русской дипломатической миссии немногим больше года. За это время, несмотря на разногласия дипломатических кругов в России по корейскому вопросу что очень тормозило развитие событий в положительном для обеих стран русле, ван Коджон сделал немало для объединения политических сил своей страны, что позволило уже в 1897 году сделать заявление о независимости Кореи и объявлении себя императором Кореи. Разных, порой полярных точек зрения на этот период жизни короля великое множество. Кто то считает его действия постыдной страницей истории Кореи, а кто то, наоборот- правильными и своевременными. Но попробуйте встать на место человека, в руках которого была ответственность за судьбу своей любимой, многострадальной Родины?! Любите свою Родину и будьте счастливы!

 

 

Действующие лица:

Ван Коджон - король Чосона

Ли Бомджин- министр двора, впоследствии министр юстиции

Придворная дама Ли- старшая придворна дама

Телохранитель вана Коджона

Карл Иванович Вебер- полномочный представитель России в Корее

Алексей Николаевич Шпейер

Дипломат

Шарлотта Зонтаг- родственница Вебера, занималась организацией хозяйства в посольстве, была советницей и близким другом королевы Мин.

Японской агент

Массовка

 

Капля росы

Синопсис:

 

Сцена первая:

Пластическая история убийства королевы Мин. На тонких нитях висят бесплотные женские тени в придворных одеждах(легкие манекены в одеждах) Японский офицер с катаной в руках пытается добиться от фрейлин,  кто из них королева Мин. Кричит на них угрожая смертью всем им. Напряжение нарастает. Бесплотные тени молчат и тогда он перерубает нити на которых они висят и одежды падают на сцену. Дейстие на сцене символизирует сцену убийства королевы Мин. (Все действие проходит под стук корейских национальных барабанов.)

Сцена вторая:

Комната в Русской Миссии , Ли Бомджина передаёт Карлу Ивановичу Веберу записку от вана Коджона с просьбой принять его вместе с частью двора в миссии. Вебер вместе Шпейером обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение удовлетворить просьбу короля. Вебер приглашает свою родственницу, которая занимается всеми хозяйственными вопросами в посольстве- Шарлотту Зонтаг и даёт ей указание подготовить две комнаты для короля и его двора, особое внимание уделяет секретности своего поручения.

Сцена третья:

Ван Коджон, в традиционных носилках, в которых передвигались вне дома корейские знатные дамы, переодетый в женское платье(необязательно), в сопровождении главной придворной дамы, под покровом ночи, тайно бежит из дворца в Российское посольство. Его встречает Вебер и проводит в покои отведённые для короля. Между ними происходит, сквозь ширму, небольшой диалог, в котором король намекает Веберу на то, что не стоит распространяться о том, каким способом король прибыл в миссию. Вебер обещает молчать. Откланивается. Король в сопровождении телохранителя и дамы исчезает в покоях.

Сцена третья:

Шарлотта Зонтаг общается со Шпейером за чашечкой чая. Они обсуждают бытовые сложности пребывания вана Коджона в посольстве. Особенности питания, содержание двора, странности в поведении по их мнению короля, его тайные возвращения, несмотря на боязнь покушения, во дворец для оправления обряда над прахом Королевы. Шпейер расспрашивает Шарлотту о Королеве. Зонтаг с большим удовольствием рассказывает о Королеве Мин. Вскоре Шпейер, сославшись на дела уходит. В комнату приходит старшая фрейлина Ли и просит Шарлотту научить ее заваривать чай по- русски, сославшись на то, что Королю нравится этот напиток. Шарлотта, понимая истинную причину такого желания Ли, соглашается помочь ей.

Сцена четвёртая:

Ван Коджон принимает министра двора и своего главного помощника  Ли Бомджина. Идёт обсуждение политической ситуации в Корее. О очаговых восстаниях в стране после известия отгибали королевы Мин, которую очень почитали в стране. Король решает использовать ситуацию, чтобы укрепить своё влияние. Ли Бомджин назначается министром юстиции. Король издаёт ряд указов, которые направлены на ослабление японского влияния на полуострове и привлечение России к более активному участию в политике и экономике, чтобы опираясь на российское оружие и финансовую помощь укрепить суверенитет Кореи. После обмена репликами, Ли Бомджин уходит. Появляется старшая фрейлина  двора Ли.  Она хочет поговорить с Коджоном. Телохранитель останавливает ее, но король отсылает его. Коджон и Ли остаются наедине. Король разговаривает с Ли о своей покойной жене. Ли уговаривает  короля прекратить тайные походы во дворец для оплакивания королевы Мин, предупреждая Короля о грозящей ему опасности. По всему видно, что между Королем и Ли когда то были более чем тёплые отношения. И она все ещё любит его и волнуется за его жизнь. Но король жестко останавливает Ли, не желая больше ее слушать, уходит. Ли остаётся одна. Плачет и тоже уходит.

Сцена пятая:

Ли Бомджин общается с Вебером и Шпейером, насчёт поставок оружия и возможности обучения новой корейской армии русскими военными специалистами. Дипломаты горячо поддерживают эту идею. Все вместе они обсуждают планы, пытаясь избежать огласки и возможных провокаций со стороны Японии. Вебер посылает в МИД Российской Империи подробное донесение.

Сцена шестая:

Японский агент останавливает носилки с Ли на улице, и шантажом, угрожая ее семье, убеждает Ли подмешать в чай яд. Она просит дать ей время подумать. Агент исчезает, Ли возвращается в миссию делая все рассказать Королю, но телохранитель не пропускает Ли к королю, сославшись на указание вана Коджона.

Сцена седьмая:

Разговор Вебера и Шпейера о том, что министр иностранных дел России так и не дал определенного ответа относительно максимальной возможной. финансовой и военной помощи Корее, не желая портить и без того хрупкие отношения с Японией. Но что не запрещено, то разрешено и дипломаты на свой страх и риск начинают действовать сами. При их активном участии и помощи начинается активное изучение возможности крупного займа. И 20го октября в Сеул прибыла первая партия российских военных инструкторов. И уже к маю 800 солдат новой армии продемонстрировав свою выучку, получили одобрение короля. В конце февраля Шпейер покидает Сеул, получив новое назначение. Все происходит на фоне прощания Шпейера с Вебером.

Сцена восьмая:

Шарлотта Зонтаг учит Ли делать чай по- русски. Рассказывая одновременно о том как и почему все происходит( рецепт оригинальный) Обязателен русский самовар! Можно стилизованный. Ли все повторяет. Шарлотта рассуждает о том как женщина может завоевать сердце мужчины. Ли понимает, что никогда не сможет больше вернуть сердце Короля.

Сцена девятая:

Проходит несколько месяцев.

Ли Бомджин докладывает Королю о предотвращении заговора, когда  прояпонская часть правительства, пыталась свергнуть пророссийски настроенных министров. Они требовали возвращения короля во дворец и отмены всех указов и законов, принятых во время пребывания вана Коджона в Русской Миссии. Король нервничает. И приказывает Ли Бомджину тайно собирать в горных районах верных Королю людей. Вскоре приходит Вебер и сообщает вану Коджону, что МИД Российской Империи не находит более возможным продолжать поставки вооружения и обучения корейской армии русскими военными инструкторами, чтобы не осложнять отношений с Японией. Он так же сообщает о том, Россия и Япония заключили между собой меморандум Вебера- Комура по Корее, а чуть позже Московский протокол между Лобановым- Ростовским и Ямогатой, который, с одной стороны, укреплял позиции России в Корее, но ограничивал возможную помощь ее правительству. Король, огорчён, этими событиями, считая что Россия действует совместно с Японией и не в интересах Кореи, поскольку Корея не принимала участия в обсуждении этих конвенций. О чем и гласит нота, (не обязательно , но возможна в титра на экране) полученная Вебером от министра иностранных дел Кореи Ли Ванъёна.

Сцена десятая:

Когда приём заканчивается и все официальные лица расходятся, король возвращается в зал приемов...

Долго ходит размышляя... в это время в зал входит Шарлотта Зонтаг. Король сначала напрягается из- произошедших событий, не смотря на то, что между Шарлоттой и Коджоном установились достаточно тёплые, дружеские отношения. Шарлотта издалека начинает общение, пытаясь успокоить раздражённого Короля. Постепенно разговор переходит в поле воспоминаний о Королеве Мин. Вскоре в зале появляется Ли. Она видит, как король на прощание по европейскому обычаю целует руку Шарлотте. Это приводит ее в тихую ярость и она решает согласится на предложения японского агента.

Сцена одиннадцатая:

Вебер ждёт Короля, чтобы от имени Российского МИДа, предложить вану Коджону покинуть русскую миссию и вернуться во дворец. Вскоре появляется Король и выслушав Вебера, отказывает тому, сославшись на неспособность королевской охраны надлежащим образом гарантировать ему, безопасность в старом дворце. И просит Вебера немного подождать, до тех пор, пока не закончится строительство нового королевского дворца. Вебер сменив официальный тон на дружеский, соглашается с Королем. И сетует на непонимание главой Российского  МИДа, сложившейся обстановки и заверяет вана Коджона в своей искренней дружбе и поддержке.

Сцена двенадцатая:

Ли пишет предсмертное письмо. В этом письме она говорит о своей любви и объясняет причину по которой она собирается убить, с помощью яда, Короля. Сцену можно решить в стиле Театра теней. Ли одевает свой наряд старшей фрейлины двора в последний раз. А тени рисуют на белой ткани завесы иероглифы. Голос идёт в записи. С помощью света и музыки- сделать сцену игрой теней можно очень красиво.

Сцена тринадцатая:

Приём иностранных представителей Японии и России по случаю оставления ваном Коджоном Русской Миссии и переезде двора в новый, только что отстроенный дворец. Во время обеда посланники обмениваются любезностями и заверениями в вечной дружбе. В завершении приёма, ван Коджон предлагает посланникам отведать чая, приготовленного по- русски, из самовара, но с поэтическим корейским названием- «капля росы»! Ли наливает чай гостям. И когда довольный произведённым эффектом король делает знак Ли, чтобы она приготовила чай ему. Ли незаметно, во время приготовления, подсыпает Королю яд. Приготовив чай, она подаёт его вану Коджону, но в последнюю секунду, не справляясь с эмоциями, выпивает яд сама. И умирает. Король прощается со своей преданной фрейлиной. Закрывает ей глаза. И говорит о том, что время прятаться и опасаться за свою жизнь закончилось. Закончилось время Короля Чосона- пришло время Императора Кореи!

Сцена четырнадцатая:

На экране идут титры историчная справка о том что покинув русскую миссию, ван Коджон объявил всему миру о независимости Кореи и провозгласил себя императором. А через некоторое время японская эскадра адмирала Того, под покровом ночи напала на стоящие на рейде Порт- Артура русские корабли, что послужило началом русской- японской войны, в результате которой случилось то, чего так опасался император Коджон, и чего так не хотели допустить в России- Корея попала под протекторат Японии, но это уже совсем другая история.